купить принтер для печати этикеток
Системные прибамбасы

Движение хиппи в нашей стране (так называемая Система) - одно из старейших среди всех неформальных течений молодежной субкультуры: первые пиплы (так хиппи называют сами себя) появились в Совке в конце 60-х - начале 70-х годов, почти сразу вслед за Штатами. Поэтому можно с уверенностью сказать, что хипповский стиль в одежде и аксессуарах сформировался давным-давно и прошел солидную проверку временем.

Разумеется, чтобы рассказать об имидже пиплз подробно, пришлось бы написать нехилую книгу. Целые главы в ней были бы посвящены излюбленным хипстерским тканям: джинсе, вельвету, мешковине, замше и т. д. Отдельно пришлось бы рассказывать о заплатах на одежде и их символике. Отдельно - о милитаристских фишках в пипловском прикиде (например, о солдатских шинелях, расшитых розовыми цветочками), отдельно - о вышивке (можете ли вы представить себе джинсовую куртку, на которой гладью вышита панорама культового для всех отечественных хиппов места - Крыма!) и еще о многом другом.

Но краткий обзор основных прибамбасов хипповского стиля сделать можно. Вполне.

Пожалуй, самым главным атрибутом всех хиппи всех времен и народов является ХАЙР - длинные волосы и у девчонок, и у парней. Функций у хайра множество: бунтарская (вызов обществу), опознавательная (узнавать "своих"), эстетическая (для красоты) и т. д. Значение хайра для хиппи огромно: если братушка-пипл добровольно хайрается (стрижется), это может означать серьезные перемены в его мировоззрении и, соответственно, жизни.

Пипловский хайр требует также специфического ухода: часто мыть его - не в хипповских традициях (американские пиплз больше всего шокировали своих чистоплотных сограждан именно грязными хайрами), но приходится - иначе можно испортить волосы и вообще лишиться всякого хайра. А вот подстригать хайр (поправлять, подравнивать волосы и т. п.) категорически не рекомендуется - ухоженный хайр приравнивается к отсутствию такового! В этом смысле у, скажем, Филиппа Киркорова хайра, как вы понимаете, никогда не было. Исключение из этого правила делается только для очень курчавых ребят и девчонок: мелко вьющиеся волосы необходимо постригать сверху и по бокам, иначе хайр получается шарообразным. К примеру, Андрей Макаревич, в молодости также носивший хайр, очень страдал от кучерявости своих волос и постоянно пытался выпрямить их разными способами. Одно время он даже спал в резиновой купальной шапочке - все бесполезно! Обидно, да?

Длина хайра у хиппов ничем не регламентируется, поэтому их иногда принимают за других "волосатых" представителей молодежного андеграунда: с коротким хайром - за гранджеров (по сходству с хайром Курта Кобэйна), с длинным (до пояса и ниже) - за металлеров-экстремалов. А отличие, между тем, очень простое. Во-первых, рокеры любой степени "тяжести" часто делают косицу (т.е. собирают волосы в "хвост" под резинку), чего пиплы практически не делают. А во-вторых, хиппи, расчесывая хайры на прямой пробор (как Володя Пресняков, извините за такое сравнение), любят украшать свою шевелюру предметом, который называется ХАЙРАТНИК.

Хайратник - это кольцеобразный ремешок для волос. Делается он из кожи, джинсы, пряжи, веревочек и т. п. Похоже, что манера расчесывать волосы на прямой пробор и удерживать их хайратником была перенята пиплами у североамериканских индейцев. Вообще-то мастеровые люди на Руси с древних времен перехватывали длинные волосы лентой на уровне лба - чтоб не лезли в лицо. Но "индейская" версия хайратника кажется более правдоподобной.

Следующий непременный атрибут отечественного хиппи - КСИВНИК. Это матерчатый (чаще - джинсовый) плоский мешочек размером примерно с конверт. Благодаря шнурку или ремешку ксивник можно носить на шее как огромный медальон. Назначение ксивника ясно из названия: в нем у пипла хранится самая главная "ксива" - серпасто-молоткастый (а ныне - орласто-головастый) паспорт. Обязательным хипповским элементом ксивник стал в застойные годы. Тогда пиплов стремали не только комсомольские активисты, но и, что гораздо серьезнее, менты: за длинные волосы вполне можно было угодить в отделение милиции. Официально это называлось "задержанием с целью установления личности". И вот, представьте себе такую картинку: хватают милиционеры на улице волосатого, тащат его в отделение, говорят: "Сейчас будем твою личность устанавливать!", а он им ласково: "А чего устанавливать-то? Вот паспорт!" Короче, для отечественного пипла ксивник - вещь просто необходимая!

Часто в ксивнике, помимо паспорта, хранится еще и РИНГУШНИК - записная книжка с телефонами братушек и сестренок, стихами, пожеланиями и адресами ВПИСОК - мест, где можно переночевать или пожить в случае чего.

Очень часто на ксивнике (да и не только на ксивнике) пиплами рисуется, вышивается, вырезается, выжигается, выпиливается и т. д. cтопроцентно пипловский знак - ПАЦИФИК. Он представляет собой круг с вписанным в него символическим изображением отпечатка голубиной лапки (правда, с первого взгляда больше похоже на самолет). Смысл этого знака очевиден и понятен, ведь голубь - символ мира, а все пиплы - пацифисты.

И последний пипловский прибамбас, о котором, безусловно, нужно рассказать - это ФЕНЬКИ. Феньками вообще называют любые украшения из кожи, кусочков дерева, замши, камешков, ракушек, шнурков и т. п., носимые пиплами в виде браслетов на запястьях (реже - на щиколотках) или в виде ожерелий и бус на шее. Но, конечно же, основным материалом для изготовления фенек является бисер. Поэтому, когда говорят о пипловских феньках, чаще всего имеют ввиду именно бисерные феньки (на основе из лески). Такие феньки настолько популярны среди пиплов и настолько точно выражают философию Системы, что превратились в некий субкультурный артефакт, живущий своей собственной жизнью. И жизнь эта, естественно, подчиняется своим законам. Вот некоторые из них.

  • Феньки нельзя купить или продать. Феньки - знак любви или просто дружеской симпатии. Их можно только получить от кого-нибудь в подарок или, сделав самому, подарить симпатичному человеку. Продающиеся в магазинах или у "народных умельцев" готовые бисерные украшения феньками, естественно, не являются.
  • В мире нет двух одинаковых фенек, поскольку каждая фенька выплетается индивидуально для конкретного человека. Друг от друга бисерные феньки отличаются по ширине, форме (способу плетения), цветовому узору, количеству лесок-основ и т. д. Выплетая феньку, положено с любовью думать о человеке, которому она предназначается. Таким образом фенька заряжается "любовной" энергией, чтобы потом приносить человеку только удачу и "подпитывать" его положительными эмоциями. Чем сложнее фенька (широкая, со сложным узором, с картинками и надписями, сплетенная на одной-единственной леске и т. п.), тем, соответственно, дольше пипл (или пиплушка) ее плетет, больше старается, дольше думает о человеке, которому ее подарит. Такую феньку получить в подарок особенно приятно!
  • Феньки не снимаются. Настоящие пипловские фенечки сплетены таким образом, что имеют форму цельного кольца, сплошного браслета. Многие из них выполнены так тщательно, что место начала и конца плетения просто невозможно определить. Добиться подобного результата можно лишь одним путем: плетение феньки заканчивается уже на руке одариваемого. Разумеется, такую феньку нельзя снять с руки, не разорвав.
  • Феньки имеют имена собственные. Для того, чтобы подчеркнуть неповторимость фенек, им дают разные романтически-трогательные названия: "Вчерашнее Эхо", "День Серебра", "Глаза Голубого Неба", "Волшебные Слова", "Теплые Ладошки", "Как И Ты", "Скованные...", "Эликсир Любви" и т. д. Имя феньке придумывает плетущий ее человек и сообщает его одариваемому в момент заплетения феньки на руке.
  • Феньки нельзя плести самому себе. Они изначально предназначены для того, чтобы быть подаренными другому человеку в знак любви или хотя бы дружбы. А процесс этот, ясное дело, обоюдный: только ты начал дарить людям феньки - глядишь, а твои собственные руки уже офеньканы до локтей! Ведь хорошее отношение к людям - как почтовый голубь - всегда возвращается обратно...

Справедливости ради надо сказать, что в последнее время сама идея фенек была значительно расшатана, а все законы жизни фенек - нарушены. Плести и носить фенечки стали все, кому не лень, вплоть до цивильного народа, которому нет никакого дела до пипловских заморочек. Естественно, стали плести и сами себе, и на продажу. Во множестве появились "левые" феньки - с застежками на липучках, на кнопках, с карабинчиками от бус и цепочек. Про то, что у фенек должны быть имена, многие и слыхом не слыхивали. Одним словом, в настоящее время можно с уверенностью констатировать факт растворения фенек в пестром море массовой бижутерии...


Данный материал был опубликован (с незначительными изменениями) в воронежской молодежной газете "Радуга", N 11(31), 1995. - c.7

© Сэнди Марочкин, 1995

Вернуться на Нестремную страницу | Вернуться на Главную страницу